Shana tova что такое – ШАНА ТОВА! | Еврейский ОбозревательЕврейский Обозреватель

Рош ха-Шана — Википедия

О трактате см. «Рош ха-Шана»

Рош ха-Шана́ (ивр. ‏רֹאשׁ הַשָּׁנָה‏‎, букв. «голова года») — еврейский Новый год, который празднуют два дня подряд в новолуние осеннего месяца тишрей (тишри) по еврейскому календарю (приходится на сентябрь или октябрь). С этого дня начинается отсчёт дней нового еврейского года.

В Танахе первым месяцем года считается весенний месяц авив, позднее названный нисан, когда евреи вышли из Египта. Праздник же первого дня седьмого месяца тишрей назван днём «священного собрания», когда положено не работать, трубить в шофар и совершать жертвоприношения[1][2].

Рош ха-Шана и Йом-Киппур относятся к числу наиболее важных еврейских праздников. Характерная черта празднования Рош ха-Шана — трубление во время синагогальной службы в шофар. Это действие истолковывают как вызов на Божественный суд и как призыв к покаянию.

В Мишне[3] наряду с праздником седьмого месяца (тишрей) перечислены ещё три дня в году, также называемые Рош ха-Шана. Согласно Мишне, первый день месяца тишрей — Рош ха-Шана, от которого ведётся отсчёт субботних (иврит)русск. и юбилейных годов, царствования чужеземных (нееврейских) царей и посадки фруктовых деревьев и овощей.

Установление 1-го тишрей религиозным новым годом, по мнению законоучителей, связано с тем, что в этот день Бог судит весь мир[4]. Считается также, что в этот день на небесах предопределяется доход каждого человека в наступающем году[5]. Согласно рабби Элиэзеру, мир был сотворён в месяце тишрей[6].

В эти дни, учит еврейская традиция, на небесах выносится решение: кому — жить, а кому — умереть. Молитвенные службы в эти дни должны повлиять на решение Творца. В богослужении на этот праздник преобладают мотивы самоанализа и покаяния. Тем не менее, искренняя вера в то, что Господь желает всем добра и благополучия, превращает этот день в праздник.

В эти дни верующий отдаёт самому себе и Создателю духовный отчёт за все свои поступки, слова и мысли за ушедший год. Он принимает решения, как исправить недостатки и проступки, как вернуться к Богу.

С этого дня начинаются десять дней молитв и раскаяния, называемые «Дни трепета» или «Десять дней раскаяния», заканчивающиеся Йом-Киппуром.

Праздничный стол, сервированный традиционными блюдами

В первый вечер Рош ха-Шана принято приветствовать друг друга пожеланием быть вписанным в «Книгу жизни». Во время праздничной трапезы принято обмакивать хлеб (обычно круглую халу), над которым было произнесено благословение, в мёд, чтобы наступающий год был сладким. Также существует обычай на Рош ха-Шана есть яблоки с мёдом.

Слова пророка Михи:

Он опять умилосердится над нами, изгладит беззакония наши. Ты ввергнешь в пучину морскую все грехи наши

легли в основу обряда ташлих

: после полудня (в первый день Рош ха-Шана или во второй, если первый день приходится на субботу) евреи собираются возле реки, ручья, источника или у моря и произносят этот стих, равно как и другие иудейские тексты и покаянные гимны и молитвы. Этот обряд не упоминается в Талмуде, так как он более позднего происхождения.

Подобно всем еврейским праздникам, этот день проводят в молитве. Молитвы, читаемые в Рош ха-Шана, должны содержать десять иудейских текстов, упоминающих Бога как царя; десять текстов, упоминающих Бога как помнящего всё; и десять текстов, в которых упоминается шофар — один из существенных атрибутов празднования Рош ха-Шана, — в который трубят в ходе утренней молитвы[7].

Во время Рош ха-Шана на собрании в синагоге в первый день читают Быт. 21 и в качестве гафтары (отрывка из Книг пророков) — 1Цар. 1:1 — 2:10, а во второй — Быт. 22 и в качестве гафтары — Иер. 31:2–20; в оба дня —

мафтир — Чис. 29:1–6.

Дни, на которые приходится Рош ха-Шана[править | править код]

События, согласно традиции, произошедшие на Рош ха-Шана[править | править код]

Согласно каноническим источникам, на Рош ха-Шана произошли следующие события[8][9]:

  1. ↑ Лев. 23:23–25; Чис. 29:1–6

    В седьмой месяц (тишри), в первый день месяца да будет у вас покой, праздник труб, священное собрание

  2. ↑ В первоисточнике речь идёт не о трубе как таковой, но именно о шофаре и его звуке («голосе»). — Подробнее см.: Коляда Е. И. «Библейские музыкальные инструменты (к проблеме идентификации и перевода)»[1] (недоступная ссылка)
  3. ↑ Мишна, Рош ха-Шана 1:1, [2]
  4. ↑ Мишна, Рош ха-Шана 1:2
  5. ↑ Беца 16а
  6. ↑ Талмуд, Рош ха-Шана 10б-11а
  7. ↑ Мишна, Рош Ха-Шана 4:5-6
  8. ↑ Трактат Рош ха-Шана, 10-11.
  9. ↑ Синедрион 38, 2.

Еврейский новый год 2012 — ШАНА ТОВА!

Содержание статьи

ШАНА ТОВА!
Поздравляю вас с новым 5773 годом!
РОШ-а-ШАНА – еврейский новый год 2012 наступает после захода солнца 16 сентября.

Праздник длится 3 дня:
– канун нового года – 16 сентября 2012
– 1й день нового года – 17 сентября 2012
– 2й день нового года – 18 сентября 2012.

רֹאשׁ הַשָּׁנָה

головарОшראש
этот года-шанАהשנה

שָּׁנָה טוֹבָה

годшанАשנה
хорошийтовАטובה

 

Таким образом, РОШ-а-ШАНА дословно переводится “голова этого года”. А фраза

ШАНА ТОВА – пожелание хорошего года!

Обратите внимание: слово ШАНА – год – в иврите женского рода. Поэтому и прилагательное ТОВА – хорошая – тоже стоит в форме женского рода.

Обозначение дат на иврите

Любое число можно записать как цифрами, так и буквами ивритского алфавита. В еврейском календаре принято буквенное обозначение дат.

Сейчас заканчивается год таф-шин-айн-бет (5772)

תשע”ב

и начинается новый таф-шин-айн-гимель (5773).

תשע”ג

 

По еврейскому календарю наступит месяц ТИШРЭЙ.

תִּשְׁרֵי

 

Поздравления на иврите с новым годом

Ну а теперь, самое приятное – поздравления!

Смотрим картинку, читаем и переводим.

Хорошего годашанА товАשנה טובה
Года реализации желанийшанА шель агшамАт мишЪалОт
שנה של הגשמת משאלות
Года хороших вестейшанА шель бсорОт товОтשנה של בשורות טובות
Года счастья и удачишанА шель Ошэр ве-ацлахАשנה של אושר והצלחה
Года удачи и благословенияшанА шель мазАль у-врахАשנה של מזל וברכה

Шана това! | Еврейский Мир

.

РЕУВЕН МИЛЛЕР

У нас, евреев, не соскучишься! А уж, у израильских – особо! Праздников много.

Одних новых годов, аж четыре!

Один отсчет дней ведется от Песаха, от начала Исхода — с 14 дня месяца Нисан, другой,  Рош ха-Шана – от Сотворения человека, с первого дня месяца Тишрей.  Есть еще новый год для чистых животных —  первое число месяца Элул и новый год  деревьев – 15 число месяца Шват!

А еще (по секрету!) —  и обычный григорианский новый год, по которому работаем, платим налоги, получаем зарплату, пенсии и пособия…  Но он иногда в Израиле стыдливо прячется под ником-эвфемизмом «Финансовый год».

Короче, еврей, только поспевай наливать!

Но все же — главный, самый настоящий еврейский Новый год — Рош ха-Шана, который в этом году наступает перед заходом Солнца григорианского вечером 13 сентября!  От него именно и пойдет календарное еврейское исчисление 5776 года.

(Нам бы еще это Солнце заходящее заметить. В последние дни с этим в Израиле напряг… Пыльная мгла, пришедшая из арабских пустынь, накрыла Великий Святой город с его дворцами, хижинами и башнями, и исчез из виду Ерушалаим…).

А, поскольку мы, читатель, встречаемся с тобой в этом году в последний (на самом деле, полагаю, что далеко не в последний!) раз, я поздравляю тебя и мешпаху твою, и киндерлах, и киндс киндерлах, да будут они в радость тебе, и чтобы ты имел одни лишь нахес от них!

И чтобы в мире появлялось все больше очаровательных еврейских киндерлах!

И чтобы размножились мы, как рыбы в море!

И чтобы наши мейдалах были самыми всемирными красавицами!

А наши ингалах — самыми хахамами и героями!

И, чтобы мы всегда были в голове, а не в хвосте событий!

И чтобы сгинули все наши враги!

Лехаим, идн!

Но отставим на праздники актуалию, ну, ее к Азазелю!

Наш Новый Год величав и торжественен и служит вратами к покаянию Судного дня. Нет у нас всемирно-исторической традиции легкомысленно-карнавальной мистерии в эти дни (желающие могут восполнить этот пробел в ночь с 31 декабря на 1 января!).

Еврейство входит во Врата Раскаяния. Всмотримся же в себя, оценим наши недоработки, наши недостатки, с тем, чтобы в новом году жить в большем согласии с Заповедями.

Тем не менее, осмелюсь пожелать всем нашим читателям радостной встречи Нового года, ибо Новый год всегда связывается с надеждой на лучшее будущее: для всего нашего народа, для каждой его общины, каждой семьи, каждого еврея и всех, соединивших свою судьбу с судьбой еврейского народа, а также всех наших друзей.

Лехаим! ( А на закуску — яблоко, облитое медом!)

Шана това у-метука! Гмар хатима това!

Хорошего, сладкого 5776 года! И хорошего Решения по нему, скрепленного Печатью!!

Иерусалим.

13 сентября 2015.

 

Оцените пост

Загрузка…

Поделиться

ШАНА ТОВА! | Еврейский ОбозревательЕврейский Обозреватель

ШАНА ТОВА!

| Номер: 08/248 Август 2013

Вечером 4 сентября по общемировому календарю к нам придет 5774-й еврейский год

Рош а-Шана

Rosh_2Коронация
Как душа наполняет тело,
так Б-г наполняет мир.
Талмуд, Брохойс, 58a
В ночь на Рош а-Шана все сущее возвращается в изначальное состояние. Внешняя воля восходит к горним и поглощается Б-жественной сущностью; мир пребывает в состоянии сна и удерживаем лишь Внешней Волей.
Человеческое служение на Рош а-Шана состоит в том, чтобы восстановить Б-жественный атрибут царственности и заново пробудить Б-жественное желание, «Восцарствую», звуком шофара.
Кабала

На одну ночь в году мир погружается в космический сон. На функциональном уровне спящий мир продолжает подавать признаки жизни: солнце все так же встает над землею, дует ветер, идет дождь, семя продолжает свой рост, животные все так же двигаются, люди – думают и чувствуют. Однако сознание творения погружено в оцепенение. Ибо сама душа его душ – «внутренняя воля» Б-жественного желания творить – воспарила наверх, пребывая там, откуда она может созерцать свое тело и все живое, будучи от него отъединенной. Лишь «внешняя воля» – наиболее внешний элемент Б-жественного желания – продолжает поддерживать спящее тело творения.

Тогда пронзительный звук поднимается с земли и отзывается в небесах. Этот звук пробуждает спящую вселенную, заставляя ее душу вновь вернуться к осознанному бытию и своею волей одухотворить свою материальную оболочку.
То звучит зов шофара: глубокий и при этом абсолютно простой звук, нота, лишенная какой-либо музыкальности. Этот абсолютно простой звук пробуждает душу творения и вновь возвращает ее к жизни.
Так кабалисты описывают космическую драму, повторяющуюся из года в год, когда мир «засыпает» в ночь на Рош а-Шана и «просыпается» на следующее утро, разбуженный звуком шофара. Некоторые великие мистики утверждали, что в ночь на Рош а-Шана и наутро после нее они чувствовали физическую слабость: чутко реагируя на Б-жественные эманации, пронизывающие мир, ощущали их ослабление в Рош а-Шана. И как душа мира «отступала» от материального творения, – так души этих достойных людей стремились ослабить свою связь с телом.
Но что же имеется в виду при утверждении, что мир погружается в сон? Каким образом то, что мы трубим в шофар, может восстановить сознание и жизненную силу творения? Почему внутренняя воля Б-га отступает от мира в ночь на Рош а-Шана, а Его внешняя воля продолжает пребывать с миром? В чем состоит различие между внутренней волей и внешней волей? Чтобы ответить на эти вопросы, мы должны сперва понять функцию и динамику «воли» в нашей жизни.

Слои воли

Воля – душа деяния. В конечном счете ни один поступок не может быть совершен, если он не побуждаем волей.
Однако воля имеет многослойную структуру. Внешний слой воли приводит в исполнение наши решения. Под этим слоем находится другой слой, связанный с внутренней волей, под ним – еще один глубинный слой и так далее.
Тем самым связь между волей и деянием вовсе не есть нечто статичное, она изменчива и подвержена колебаниям. Порой самый внешний слой побуждает нас к действию, и тогда в этом действии присутствует наше желание, а совершив его, мы надеемся получить удовлетворение – у нас есть мотивация. Порой же все наши действия лишены жизни, мы совершаем их, будто в летаргическом сне, – это действия, поддержанные лишь глубинными слоями воли.
Чтобы пояснить сказанное, представим человека, у которого есть собственное дело. Этот бизнесмен совершает множество действий в течение дня: встает ранним утром, добирается до офиса, отвечает на телефонные звонки, встречается с потенциальными клиентами и т. д. На глубинном уровне к этим действиям его побуждает воля к их совершению: он хочет встать с постели, хочет завести машину, хочет снять телефонную трубку – если бы он не хотел этого, то не делал бы. Однако почему он хочет делать все это? На уровне глубинной воли он хочет, чтобы его дело процветало. Но – почему он хочет, чтобы оно процветало? Да ведь оно дает ему доход и престижный статус в социуме – и если бы не это, у него не было бы желания заниматься данной деятельностью. Но и здесь, если присмотримся, то увидим, что за желанием денег и статуса кроется желание иметь пропитание, крышу над головой и уважение таких же, как он. А оно, в свою очередь, восходит к желанию продолжить существование – такое желание присуще всякому живому существу.
Это не означает, что всякий раз, снимая телефонную трубку, наш бизнесмен делает это потому, что от этого зависит само его существование. По сути, он вовсе не уверен, что в результате данного разговора получит доход или что этот разговор так уж важен для его бизнеса. Но каждое его действие является конечным результатом цепочки волевых импульсов, поднимающихся из глубины его существа. Поэтому всякое действие – например, снятие телефонной трубки – «содержит» в себе всю последовательность импульсов воли, вплоть до самых глубинных и сущностных.
И душа действий этого бизнесмена – та глубинная «внутренняя воля», сопрягающая его поступки с глубинным вопросом о зависимости от них самого факта его существования. То есть – действие берет начало в самой глубине его «я». Это объясняет, почему владелец какого-либо дела, поднимая телефонную трубку, проявляет желание и заинтересованность куда большие, чем самый надежный сотрудник, работающий по найму.

Оценка

Но порой душа, оживляющая деяния, воспаряет над ними, чтобы сверху обозреть тело и жизнь, пребывая как бы отделенной от них.
Это те мгновения, когда человек подвергает свои действия переоценке. Действительно ли этот бизнес приносит доход? Действительно ли это то, что я хочу делать в этой жизни?
Он занят этим делом, как и прежде. Он все так же каждое утро поднимается с постели, едет в офис, отвечает на телефонные звонки. На внешнем уровне воли он продолжает «хотеть» это делать. Но глубинные слои его воли уже в этом не участвуют. И можно сказать, что дело «погружено в сон», оно живо лишь благодаря самым поверхностным волевым импульсам.
А потом происходит нечто, от чего у этого бизнесмена вновь загорается желание заниматься делом. Возможно, заглянув в годовой баланс, он увидел, что дело принесло хорошую прибыль, или вдруг пришел к выводу, что оно очень перспективно. Или в некой сделке материализовалось все, что ему нравится в своем деле, что укрепляет его самооценку и приближает его к жизненной цели. И его действия, до этого бездушно-механические, вновь наполняются жизнью и энергией. Бизнес пробудился ото сна.

Воля, направленная на мир

Раз в году мироздание застывает в состоянии, когда от него отступает дух, живящий этот мир.
Б-г оценивает Свое творение. Приносит ли оно доход? Отвечает ли оно Моим целям? Хочу ли Я и дальше выступать в роли «Творца»?
Солнце продолжает всходить, дует ветер, идет дождь, зерно продолжает расти. Желание Б-га, направленное на мир, продолжает удерживать вселенную в состоянии бытия и движения. Но желание Б-га, направленное на мир, – всего лишь внешний слой души мира.
Почему Б-гу желанен мир? Это мотив, лежащий слоем глубже, связанный с иным  уровнем воли, а есть еще и еще более глубокие уровни. В кабалистических трактатах изложено множество мотивов, по которым Б-г сотворил мироздание: желание выразить бесконечность Своих возможностей; желание быть познанным тварью; желание блага… Каждый из этих мотивов относится к иному уровню Б-жественной воли, каждый описывает проявление души мира на ином уровне реальности.
В сердцевине всего этого лежит сама сущность Б-жественной воли к творению: Б-г сотворил мир потому, что желал быть царем.

Определение царственности

Б-г всемогущ и всесилен. Потому, казалось бы, Ему очень просто было сделаться царем: нужно было просто сотворить мир, населить его живыми созданиями и править ими. Но одно это само по себе не сделало бы Его царем в истинном смысле этого слова.
Пастух, пасущий овечью отару в миллион голов, – еще не царь. Тиран, управляющий империей, которую населяет миллиард запуганных подданных, – еще не царь. Благодушный патриарх, чья власть распространяется на десятки его потомков, – еще не царь. Учитель, у которого тысяча преданных учеников, – еще не царь. У всех перечисленных персонажей есть одна общая черта: находящиеся под их властью подчиняются ей вынужденно. Они могут склониться перед этой властью в силу того, что пастух преданно заботится о нуждах стада, или в силу того, что тиран заставляет подданных подчиняться силой, в силу сыновних уз или из почтения перед мудростью учителя. Но, так или иначе, подчинение здесь – вынужденное. А истинная царская власть не может быть навязана насильно.
Истинный царь – тот, чьи подданные  добровольно согласились повиноваться ему. Не потому, что они нуждаются в нем или боятся его силы, или любят его. Не от того, что осознают его величие. А из-за того, что они избрали его царем.
Rosh_6Вот потому, чтобы стать царем вселенной, Б-г сотворил человека – создание, наделенное свободой выбора. Он создал существо, которое одновременно было бы и дальше всех от Него, и близко Ему, как ни одно другое создание. Человек далек от Него, потому что является свободным и независимым созданием – он даже свободен восстать против своего Творца; и человек близок Ему, ибо он свободен и независим и в этом подобен Б-гу. По словам первого человека, Адама, «Последним и первым Ты создал меня» (Теилим, 139:5 в трактовке Ваикро Раба, 12:2; Ликутей Тора, Матойс, 81б). Б-г создал человека последним, из самой «неблагородной» материи – «из праха земного» – «и вдунул в ноздри его дыхание жизни», так что  стал человек «по образу Б-га» (Брейшис, 2:7; там же, 1:27; см. Талмуд, Сангедрин, 38a).
Но раз в год «все сущее возвращается в изначальное состояние», и Б-г оценивает Свое желание, направленное на мир. Оценивает то сущностно-глубинное «почему», в силу которого Он занят нами как пастырь, владыка, отец  и учитель. Раз в год Б-г задает Себе вопрос: «Зачем творить мир?»

Первая коронация

Время для этого космического аудита выбрано не случайно: Рош а-Шана – день, когда впервые была реализована  власть Б-га над миром.
Рош а-Шана – шестой день творения, когда был сотворен человек. Б-г уже создал небо и землю, животных и ангелов; Он уже управлял миром, подчинявшимся Его власти, распространяющейся на тварей, Его боялись и Его любили, и были проникнуты сознанием Его мудрости. Но при всем том душа душ мира еще не была пробуждена. Затем Б-г сотворил человека, и тот был единственным из созданий, кто обладал свободой принять или отвергнуть своего Создателя.
И мгновением позже Б-г стал царем. «Когда Адам встал на ноги, – говорится в Зогаре (ч. I, 221б), – он увидел, что все твари перед ним трепещут и следуют за ним, как слуги за хозяином. И тогда он сказал им: “Приходите, падем, поклонимся и преклоним колени пред Б-гом, Творцом нашим”» (Теилим, 95:6). Когда первый человек избрал Б-га царем, изначально предназначенное творение получило свою реализацию, и созданное Б-гом наполнилось бытием и жизненной силой.
Каждый год «все сущее возвращается в изначальное состояние», и отношения Б-га с творением оказываются подобны тем, что были до того, как Адам признал Его царственную власть. В ночь на Рош а-Шана «внутренняя воля» Б-га, направленная на творение, отступает, и мир погружается в состояние «сна».
Тогда пронзительный звук поднимается с земли и отзывается в небесах. Трубный звук шофара – это абсолютно простой звук, выражающий не страх подданного, не любовь ребенка, не изощренность понимания учеником своего наставника, а просто трубный звук коронации, когда люди венчают своего царя. Этот звук выражает простоту выбора – истинного выбора, свободного от всех внешних мотиваций и влияний.
Этот звук пробуждает спящую вселенную, заставляя ее душу вновь вернуться к осознанному бытию.

ШАНА ТОВА -У- МЭТУКА!!! С Новым 5774 Годом!!!!

У евреев Новый год… 5774-й…Сегодня…


Сейчас вся пресса (по крайней мере, израильская) будет полна статей на эту тему, можете поверить: и как Новый год отмечают, и какие красивые заповеди при этом соблюдаются, и что на стол ставят (хит кулинарной недели: сладкий перец, фаршированный антоновкой).,и сколько тонн рыбы и мяса съедят,и сколько вина выпьют.

Еврейский Новый год  — Рош а-Шана. Кстати, дословно это переводится не как Новый год, а как голова (рош) года (шана). Определенный артикль «а» или, точнее, украинское «га» соединяет эти два слова в единое словосочетание «голова (чего? — га) года», то есть голова принадлежит году. Впрочем, встречая людей в преддверии Рош а-Шана, люди обычно желают друг другу «Шана това!» — «Хорошего года!». Шана (год) — в иврите женского рода, това — «хорошая» (тов — «хорошо» или «хороший»).

Помня о том, что существует традиция, начиная праздничную трапезу в Рош а-Шана, макать яблоко и халу в мед, многие желают также хорошего и сладкого года: «Шана това у-метука!» (у — это союз «и», метука — «сладкая»).
Некоторые задаются вопросом: если мы желаем друг другу хорошего года, так зачем еще добавлять пожелание года сладкого? Ведь от добра добра не ищут. Впрочем, мудрецы Талмуда учат нас, что все, что ни делается, делается к лучшему. Абсолютно все — даже то, что кажется нам очень горьким, ибо мы верим, что в конце концов все это «перевернется» к добру.

Именно потому мы желаем друг другу, чтобы события будущего года были не только хорошими в будущем, но еще и приятными, и сладкими в настоящем.

Надо сказать, что у нашего Нового Года много названий-по другому и быть не может… Как же у еврейского Нового года будет одно название?
 

Рош-а-Шана – дословно «голова года». Как голова управляет телом, так и духовное состояние еврея в течение будущего года зависит от его поведения в этот день.
День Суда. В этот день Б-г судит все земные творения.
День Памяти. В этот день Б-г «вспоминает» человеку все его поступки, произошедшие в течение прошедшего года.
День Трубления. В этот день трубят в шофар.


Новый год – это день суда над всеми творениями. В этот день Б-г судит человека за все его поступки в прошедшем году и выносит приговор: каким будет для него год будущий.


В этот день открываются три книги: книга злодеев, книга праведников и книга средних. Тем, кто попал в первую книгу, присуждается смерть. Тем, кто попал во вторую книгу, присуждается жизнь. Тем, кто попал в последнюю книгу, даётся время для раскаяния до Йом-Кипура.

Рош-а-Шана празднуется в течение двух дней, 1-го и 2-го числа еврейского месяца тишрей. Этот праздник отмечается в Израиле всеми. В этот день дарят друг другу подарки, посылают поздравления тем, кто далеко. Семья собирается за столом, который украшают традиционные праздничные блюда.

Конечно, любой человек хочет, чтобы начинающийся год был для него хорошим, «сладким». Вот почему в этот день на стол подается много блюд, символизирующих пожелание «полного», счастливого года.
 

Существуют некоторые традиции, связанные с этим праздником. Например: чтобы год был сладким, принято подавать к столу сладкие блюда и фрукты. Горькие, кислые и острые блюда убирают подальше, а также не едят орехи (гиматрия – числовое значение букв этого слова равна гиматрии слова хет (грех) .

В Рош Ашана ( как уже говорилось) во время праздничной трапезы халу (булку) обмакивают не в соль, как обычно, а в мед

.


Затем берут дольку сладкого яблока, обмакивают ее в мед и говорят благословение «….творящий плод дерева», а затем говорят: «Да будет воля Твоя на то, чтобы год был добрым и сладким!».

В зависимости от местных традиций эти блюда могут меняться, но почти повсюду в еврейских семьях подают:
рыбу — символ плодородия;обычно это Гефильте фиш

голову (баранью или рыбную) — чтобы быть «во главе», а не в хвосте;

Цимес — готовится из моркови (которая похожа на золотые монетки) и сухофруктов.-
богатство;

гранат – «чтобы заслуг наших стало много, как зернышек в гранате».

круглую сладкую халу с изюмом — чтобы год был полным, здоровым;

овощи и фрукты — в знак надежды на обильный урожай;

Сладкий медовый торт в Рош-а-Шана – это важное блюдо на столе, (на идише медовый торт называется «леках» — это символ всего хорошего, всяческих благ).
 

Рош Ха-Шана*, Рош-Ха-Шана!
Выпьем на счастье немного вина!
Яблоки с мёдом на радость вкусИм! —
Шолом алейхем** — на тысячу зим!
Шолом алейхем — на тысячу лет!
Будем хранимы от тысячи бед!
Рош Ха-Шана, Рош-Ха-Шана!
Осень, а в сердце бушует весна! —
Нового Года святая капель,
Новых Чудес соловьиная трель!
С нами Любовь, неизменна она.
Шолом алейхем на Рош-Ха-Шана!

© Copyright

Пусть будет добрым Новый год,
Как мамин голос.
Пусть будет сытым Новый год,
Как хлебный колос.

Пусть будет чистым Новый год,
Как песня скрипки,
Пусть будет нежным Новый год,
Как свет улыбки.

Пусть будет сладким Новый год,
На мед похожим.
Пусть будет счастлив Новый год,
И мы с ним — тоже!

© Copyright

Шана Това у-метука,
И много, много раз Лехаим!
Тикатев ва-техатем Вам,
Вино в бокалы наливаем!

Желаю Вам от всей души,
Дней светлых, радости веселья,
Шеар КОАХ и парнасы,
И не глубокого похмелья.

Чтоб был кошерным новый год,
Со вкусом яблока и меда,
И чтоб не видеть Вам невзгод,
Душе высокого полета.

Желаю Вашей всей семье,
Здоровья, радости и счастья,
Жить в мире, радости, любви,
И обошли чтоб вас ненастья.

© Copyright: Хаим Таль

странник дождя

Что ж, остается пожелать хорошего и сладкого года — «Шана това у-метука!».

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Шана това уметука! | Ивритания

Дорогие учащиеся и посетители нашего сайта!
Поздравляем вас с Рош-ашана, с наступающим 5779 годом!
Мы хотим поделиться с вами одной из самых красивых песен, посвященных этому празднику. Ее автор —  знаменитая израильская поэтесса и композитор Наоми Шемер. В песне рассказывается о том, что на Рош — ашана происходит много приятных событий: вдруг расцветает роза в саду, рождается новая мелодия, и сердце наше отзывается на старинную молитву о том, чтобы начинающийся сейчас год был прекрасным и непохожим на другие годы.
Желаем вам всем счастливого года, полного радостей и побед, и конечно больших успехов в освоении иврита!
Шана това уметука!    שנה טובה ומתוקה!

Ваша Ивритания.

בראש השנה

מילים ולחן: נעמי שמר

בראש השנה, בראש השנה
,פרחה שושנה אצלי בגינה
בראש השנה סירה לבנה
.עגנה לה בחוף פתאום

בראש השנה, בראש השנה
,ליבנו ענה בתפילה נושנה
שיפה ושונה תהא השנה
.אשר מתחילה לה היום

בראש השנה, בראש השנה
,פרחה עננה ברקיע הסתיו
בראש השנה כנר נשמה
.נדלק בשדה חצב

בראש השנה, בראש השנה
,ליבנו ענה בתפילה נושנה
שיפה ושונה תהא השנה
.אשר מתחילה עכשיו

בראש השנה, בראש השנה
,פרחה מנגינה שאיש לא הכיר
ותוך יממה הזמר המה
.מכל חלונות העיר

בראש השנה, בראש השנה
,ליבנו ענה בתפילה נושנה
שיפה ושונה תהא השנה
.אשר מתחילה בשיר

5771 год. Шана Това !

День начался по древнееврейскому календарю в 5770 году от Сотворения Мира, а с восходом первой звезды плавно перешел в 5771. Если остановить на улице любого нерелигиозного еврея и спросить, какой на дворе год, ручаюсь, любой ответит 2010 и покрутит пальцем у виска. Но в традиционный праздник мы все заглядываем в Интернет и с деловым видом выстукиваем поздравления всем близким с правильным дремучим годом, чтобы моментально успешно забыть выученную цифру еще на год.

По преданию в этот праздник  Всевышний творит суд и определяет судьбу каждого человека на год вперед. Поэтому лучше не хамить, не вредить и не пакостить весь год, помня о Судном Дне – замаливать грехи сложно. Светские евреи частенько подшучивают и поговаривают: «Ну, чтобы ОН там тебе красиво написал!»; по-настоящему религиозные же молятся у Стены Плача. Но для всех этот праздник очень трогательный, теплый и семейный. Все желают друг другу сладкого года, и ставят на стол яблоки и мед.

Мы тоже стараемся каждый год рассказывать детям о традициях и праздновать Рош Ашана. Грустно, что далеко за океаном наши семьи сегодня празднуют без нас. Я даже попыталась сделать гефильте-фиш, но пришла к выводу, что эта жуткая возня с рыбой должна быть торжественной привилегией бабушки.

Каждый год мы делаем поздравительные снимки семье и друзьям, всегда с яблоками или медом. В этом году дети гордились своими костюмами ковбоев, которые я им купила на съемки поздравительного фильма двоюродной сестричке. Яблоки, кстати, после пяти дублей почти все были сгрызены актерами за обе щеки на природе.

Шана Това всем близким и далеким! И отличной  «записи» на новый год.

Shana Tova 2008-2009-2010

*********************************

Понравился этот пост? Подпишитесь на мой блог.

Буду рада вашим комментариям!

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о